Автор: Елена Валериевна Троянская МБОУ СОШ № 133, г. Омск
Источник: https://festival.1september.ru/articles/575870/
На словообразование в учебных комплексах отводится, на взгляд автора данной статьи, недостаточно времени. А в заданиях ЕГЭ или олимпиадных заданиях любого уровня: от школьного этапа до российского, словообразование присутствует в обязательном порядке. Приставки, суффиксы от волнения смешиваются в голове ученика, если он не тренировался систематически выполнять нехитрые действия по образованию слов английского языка. Как подготовить ученика к выполнению заданий части Use of English, автор расскажет без утайки, обо всём, что знает и использует сам на своих уроках.
Занимаемся словообразованием каждый урок.
Word formation (словообразование) – увлекательнейшее из всех занятий. Больше всего мои ученики любят заниматься ни чтением, ни переводом, ни разговором, а именно составлением новых для них слов. Каждый раз происходит маленькое открытие. Дайте им эту науку, как детский конструктор, и считайте, что дисциплина у вас на уроках уже налажена. На оценку “хорошо” справиться с заданием смогут даже самые отстающие ученики, которые и являются главными нарушителями спокойствия. Дайте им карточку, да, побольше-побольше, пусть работают. Я забежала вперед, карточки – это только один из вариантов работы, и их образцы я приведу в пример чуть позже. Но здесь же добавлю, что эти упражнения в словообразовании и угадывание значений новых слов ускоренными темпами пополняет словарь ваших подопечных. Что в свою очередь приводит к лучшему пониманию текста и аудиозаписи при сдаче экзаменов и тестов по английскому языку.
Достаточно посвятить словообразованию десять минут на вашем уроке и результат не заставит себя долго ждать. Чаще всего мы с классом работаем фронтально. Один из учеников идёт к доске, на которой написаны слова для дальнейшей их трансформации. Ученику даётся задание образовать слово при помощи определенного суффикса или приставки и догадаться о его значении. Класс в это время следит за правильным выполнением задания, поправляет, если есть ошибки. Оценки за работу получает не только тот, кто работал у доски, но и ученики, которые принимали активное участие в исправлении ошибок в написании и переводе слов на русский язык.
Любая новая тема начинается с объяснения.
Приведу в пример методику составления плана урока по словообразованию. Существует очень удобная форма, так называемая карта, где описывается каждый шаг, задачи, методы, виды деятельности. Включите воображение и представьте, что делаете на уроке вы и ваш класс. Поделите тетрадь на две части. Подпишите “педагогическая деятельность” и “учебная деятельность”.
Педагогическая деятельность (то, что на уроке делаете вы) | Учебная деятельность (то, что на уроке делают ученики) |
Тема, по которой мы прямо сейчас составим наш урок, – обобщение грамматического материала – словообразование при помощи суффиксов -er/-or | |
1 шаг. Учитель даёт задание: прочитать с доски и перевести слова: worker, writer, teacher. | 1 шаг. Ученики читают уже знакомые слова и переводят без труда, поскольку их уже знают. |
2 шаг. Учитель задаёт вопрос, есть ли у этих слов что-нибудь общее, на какой вопрос они отвечают. | 2 шаг. Ученики отвечают на вопрос и приходят к выводу, что эти слова обозначают человека, а точнее лицо, которое занимается определенной деятельностью. |
3 шаг. Учитель обращает внимание, что слова эти образуются от глаголов | 3 шаг. Учащиеся записывают в тетради правило |
4 шаг. Учитель пишет на доске пары слов: to work – worker. Задает по-русски вопросы:
А) К какой части речи относится первое слово? |
4 шаг. Учащиеся отвечают:
А) Глагол. |
Пусть дети сами сделают твёрдые выводы и перейдут к выполнению упражнений по карточкам. Карточки можно заготовить, исходя из принципа от простого к сложному.
Варианты карточек могут быть бесконечно разнообразными.
Самые простые, но очень полезные, могут выглядеть так:
Образовать новые слова и догадаться об их значении, не прибегая к словарю |
||
1. jump | 1. jumper | 1. прыгун |
2. run | 2. | |
3. swim | 3. | |
4. speak | 4. | |
5. translate | 5. | |
6. build | 6. | |
7. singer | 7. | |
8. listen | 8. | |
9. box | 9. | |
10. dance | 10. |
Задания для младших школьников возможно написать по-русски. Старшеклассники должны понимать задание на английском языке.
Jobs |
Look at the box and find the word for a person who ... |
builds houses. |
a builder. |
designs houses. |
an architect. |
grows food in his or her fields. |
repairs cars. |
repairs water pipes. |
sells meat. |
makes or sells bread. |
sells vegetables. |
works in an office and deals with correspondence, filing, etc. |
cures sick animals. |
looks after sick people. |
repairs household machinery. |
cooks in a hotel or restaurant. |
looks after people's teeth. |
flies aeroplanes. |
an architect, a baker, a buider, a butcher, a chef, a dentist, a farmer, a greengrocer, a mechanic, a nurse, a pilot, a plumber, a secretary, a service engineer, a vet. |
И, наконец, задания для 10-11-х классов могут быть представлены в виде связного текста. Например, в задании нужно прочитать приведённый ниже текст. Преобразовать слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Заполнить пропуски полученными словами.
WHY RUNNING IS SO GOOD
Over the years, I've done many types of exercise but in my opinion the _____________of them all is running. | GOOD |
It _______________what age, shape or sex you are: running suits everyone. | MATTER |
There are many things that make running a great physical activity for________ who does it. | BODY |
__________benefits include lowering your blood pressure and, although you may feel tired as you jog, helping to increase your energy levels. | IT |
It is also a great way of______________weight,
burning around 450 calories in half an hour, compared with 250 when cycling. |
LOSE |
what I like most about running is that it has a wonderful effect on the mind. | HOW |
This is because running releases substances in
the body_________ endorphins, which are responsible for making us feel good. |
CALL |
О словообразовании можно написать целую диссертацию. Автору же статьи хотелось просто обратить внимание коллег на простоту методики и пользу от систематических занятий с учениками формированием слов английского языка. Ведь в результате творческих упражнений с языком у ребят появляется понимание некого алгоритма мышления, которым обладают носители английского языка. Это понимание облегчает усвоение иностранного языка и делает его более органичным.
Комментарии
Вроде мы все с вами в одной стране живем, одно министерство пытается нами управлять и умничать... а как пообщаешься с разными людьми из разных регионов, создается впечатление, что живем мы в разных странах... Вам Ольга Ивановна, значит, больше повезло с руководством в школе... :)
[Ссылка удалена]
Уважаемая Светлана Вячеславовна, если вы хотите поделиться с коллегами вашими материалами, вы можете выложить их в нашем научно-методиче ском каталоге.