Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Автор: Букина И. В. сш №2 пос. Шахан Карагандинская обл. Казахстан

В современном образовательном процессе на первый план выходит не просто обучение учащихся предметным знаниям, объем которых постоянно и неуклонно растет, а личность обучающегося, как активного деятеля. Именно характер потребностей и мотивов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности личности. Как известно, из всех видов деятельности , осуществляемых человеком, позна-вательный процесс- самый сложный для личности. Деятельность- это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо ( в нашем случае- школьник) выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект. Согласно Д.Б. Эльконину , « учебная деятельность-это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий». Такая деятельность должна побуждаться мотивами; ими могут быть мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Школьник является субъектом собственного развития и всякое вмешательство в процесс его самоопределения- насилие над личностью. Следовательно, задача взрослых состоит в том . чтобы создать условия для саморазвития. Если уч-ся ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процессе их решения у них развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность. Другими словами, субъект должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого им самим должен быть найден выход. Одно из условий постановки проблемы- она должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т.е. включена в систему его потребностей и мотивов. Как преподавателю добиться сотрудничества с учеником, научить его учиться, научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира?

Многое на занятии зависит от того, как учитель его начнет. Стремясь создать атмосферу общения, учитель может начать урок с непринужденной беседы, подобной той, которую можно услышать между несколькими приятелями, встретившимися на улице или в гостях. Допустим: «ух и холодно сегодня! Вы не находите?»Учащийся вовлекается в общение, сам не замечая того, что выполняет коммуникативную задачу, поставленную учителем. Главное должен отсутствовать преподавательский гнев за случайные ошибки. Преподаватель как бы притворяется, что его ученики и он и не на уроке вовсе.

Работая над своей методической проблемой развития у уч-ся монологической и диалогической речи, в целях повышения их мотивации использую игровые технологии. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность уч-ся, позволяет сделать учебный процесс интересным и привлекательным, заставляет уч-ся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. Любой урок должен вызвать у детей интерес, ведь интерес – главная движущая сила познавательной деятельности. Я люблю начинать урок так называемой « игровой завязкой». Часто доверяю ребенку начать урок, предлагая ситуацию, н/р

« ты- новый ученик в классе и желаешь познакомиться с будущими одноклассниками». Выступая как субъект деятельности, ребенок имеет свободу выбора различных вопросов для беседы ( о любимых занятиях сидящих в классе учеников, об их членах семьи и т.д. Все зависит от уровня языковой подготовленности ученика, ведущего беседу ).

Одним словом, учитель решает, останется ли ученик объектом обучения или станет полноправным субъектом учебного процесса. И если учитель выступает за подлинное сотрудничество с обучаемым, он во-первых, определяет цель урока так, чтобы она соответствовала реальным целям общения ( в жизни мы не ставим перед собой цель употребить будущее время или активизировать лексику)Для уч-ся ее целесообразно сформулировать так: Каждый из нас представляет свое будущее прекрасным, но некоторые вещи трудно предугадать, другие можно с легкостью предвидеть. Сегодня мы будем учиться выражать свои идеи о будущем и посмотрим, как одно событие может привести к другому. Во-вторых , учитель помогает осознать не только цель урока, но и пути ее достижения. Тогда школьник сможет понять, какую пользу принесет ему каждый новый тип задания, почему задания нельзя поменять местами. Более того у школьника будет возможность выбрать свой способ решения задачи из ряда предложенных, а иногда и отказаться от выполнения задания, если этот отказ мотивирован.( Задание может казаться ученику непосильным или слишком легким, или, с его точки зрения, другие ребята все уже сказали по данной проблеме и он не хочет повторять сказанное.) Учащийся сможет объективно оценивать результаты своей деятельности на каждом уроке не на основе полученной отметки, а в том, чему научился. И тогда сам процесс обучения

окажется для ученика не менее интересным, чем его результат. Даже путь осмысления нового материала- это не только средство достижения коммуникативной цели, но в какой-то степени и самоцель ,так как школьник учится самостоятельно анализировать языковой материал для дальнейшего самообучения.

Главная задача преподавателя- обеспечить максимальную мыслительную активность учащегося на всех этапах урока и подготовить к общению в различных жизненных обстоятельствах. Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые ситуации и учебные речевые ситуации, т.е.задания, моделирующие жизненные обстоятельства. Здесь необходимо не забывать о заинтересованности говорящих в содержании разговора. Например, такая ситуация: находясь в чужой стране, человек ищет в городе улицу, на которой расположен его отель(гулял и заблудился), ему приходится обращаться к прохожим, задавать им вопросы, выслушивать и понимать их ответы.

В данной ситуации ученик выступает субъектом, сама по себе ситуация вполне реальна и содержит мотив. Говоря о естественности УРС , хочется отметить, что приближать их к условиям реального общения мы можем не только за счет жизненности ситуации, но и по-вышая новизну информации, возбуждая интерес к ней. Так организуя на уроке обсуждение каких-либо волнующих школьников событий ,мы можем рассчитывать на их интерес к содержанию беседы. Н\р, в школе прошел вечер, вызвавший неоднозначные оценки. Учитель может начать урок не с текущего материала, а с того, что высказывает свое отношение к этому событию:»Была я на вашем вечере, мне он не понравился, в прошлом году было интереснее. А вы как считаете?»После 2-3 реплик учитель предлагает высказаться всех, а если нужно поспорить друг с другом. Подобные дискуссии удаются лишь в том случае, если учитель хорошо знает, что вызывает интерес и эмоциональное отношение учащихся. Чтобы заинтересовать уч-ся , учитель должен время от времени рассказывать им что-то интригующее, занимательное. Он начинает рассказ и останавливается на самом интересном месте. Учащиеся вынуждены задавать ему вопросы, чтобы узнать, что было дальше. Примерные начала таких рассказов: « Сегодня в окно ко мне влетела птичка». Возможные вопросы: « Какая птичка?», « Вы ее поймали?» , « Что с ней было потом?» и т.д. Живой диалог возможен лишь в том случае, если учитель всегда отвечает на вопросы уч-ся, поощряет вопросы, если в классе создана непринужденная обстановка. Неожиданные рассказы учителя о себе способствуют созданию такой обстановки. Но не надо превращать это в трафарет; необходимо также учитывать возрастные особенности уч-ся.

Итак, планирование и проведение занятия- это 2 аспекта, в которых проявляется любая методическая концепция. И все же она мертва без основной идеи. Для нас такой идеей является сотрудничество с учеником, направленное на развитие умения самостоятельно учиться.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Миронова В.Г. Открытые уроки и праздники на английском языке. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

2. Устинова Е.С., Колкер Я.М. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого?// ИЯШ.2000.№ 1.

3.Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке.// ИЯШ.2000. № 3

Комментарии  

Бурнашёв Герман Дмитриевич
# Бурнашёв Герман Дмитриевич 14.10.2012 13:41
Теоретически статья верная. Но меня всегда волнует практический аспект. Есть ли примеры "из жизни"?
Сообщить модератору
Уханева Марина Борисовна
# Уханева Марина Борисовна 20.05.2013 18:50
Хороший теоретический материал.Спасиб о.
Сообщить модератору
Иванова Наталия Семеновна
# Иванова Наталия Семеновна 08.06.2013 16:00
Не случайно в последние годы мы стали говорить о личностно-ориен тированном подходе в обучении (ЛОО). Когда любая ситуация общения построена на истинных, реальных интересах собеседников. Особенно ярко роль ученика как субъекта обучения проявляется в групповой форме работы. Где есть лидер и представители его команды. Причем, состав команды может и должен время от времени меняться.
Сообщить модератору
Грязнова Валентина Сергеевна
# Грязнова Валентина Сергеевна 24.08.2013 16:08
Да, это так важно, ведь по ФГОС - это первое требование.
Сообщить модератору
Чупина Людмила Александровна
# Чупина Людмила Александровна 27.09.2013 20:55
Стараюсь всегда приносить на урок примеры и ситуации из жизни, иначе урок будет не так интересен ученикам. Всегда нужно самому учителю расти и развиваться, совершенствоват ься, чтобы вести за собой. А это работа.... над собой.
Сообщить модератору
Павлюковская Елена Николаевна
# Павлюковская Елена Николаевна 12.10.2013 19:05
Very interesting! A good theoretical stuff! This is important! Thank you!
Сообщить модератору