Раздел 3. "Лексика и Грамматика"

Рекомендованное время на выполнение заданий из этого раздела – 50 минут.

Максимальное количество баллов, которые можно набрать – 20.

Данный раздел экзамена состоит их трех заданий. Каждое задание проверяет языковую грамотность, но не на уровне знаний правил грамматики и употребления лексики, а на уровни способности использовать эти правила на практике, выбирая нужный языковой материал, и умение использовать его с учетом особенностей коммуникативных ситуаций.

Задание B4 - B10. Образование грамматических форм.

Максимальное количество баллов - 7.

Суть задания: в этом задании дается связный текст или два связных текста с семью пропусками. Рядом с каждым пропуском, справа, предоставляется слово, которое написано заглавными буквами. От этого слова необходимо образовать ту или иную грамматическую форму для правильного заполнения пропуска. Следует знать, что в данном задании учитывается не только грамматическая, но и орфографическая точность ответа.

Советы по эффективному выполнению задания:

Читая текст (тексты) первый раз нам нужно:

  1. Просмотреть текст полностью, вместе с пропусками и попытаться понять его содержание, последовательность описанных в нем событий и т. д..
  2. Определить в каком времени идет основное повествование (в настоящем или прошедшем) и есть ли фрагменты текста, где используется будущее время.
  3. Есть ли в тексте прямая речь, и если есть, то в каком времени там идет повествование, и как оно соотносится с текстом.

Читая текст (тексты) во второй раз нужно придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Читаем текст до первого пропуска и затем обращаем внимание на слово данное справа заглавными буквами, определяем какой частью речи это слово является. У каждой части речи есть основные грамматические категории, например у существительного это число, падеж и т. д. Нам необходимо понять, исходя из отрывка текста, какую грамматическую форму от нас требуют и, учитывая правила грамматики, образовать эту форму.
  2. К примеру, если это глагольная форма, то нужно решить: является ли она личной (видовременной) или неличной (инфинитивом, герундием, причастием); употребляется ли в активном или пассивном залоге; к какому времени относится (к настоящему, прошедшему или будущему); требует ли согласования времен с учетом использования других глагольных форм к тексте и т. д..
  3. Жизнено необходимо определить, есть ли у данной формы особенности написания, поскольку правильно выбранная грамматическая форма не будет защитана, как правильный ответ, если в ней есть орфографическая ошибка.

После того как вы заполнили все пропуски:

  1. Читаем весь текст с заполненными пропусками, проверяем правильность выбранного ответа, объясняя его выбор самому себе.
  2. Записываем окончательный вариант ответа в тексте задания.

Иллюстрация применения алгоритма действий на примере.

Пример задания:

b4b10p1

b4b10p2

Читая текст первый раз:

  1. Читаем его полностью, вместе с пропусками и пытаемся максимально точно понять его содержание.
  2. Определяем в каком времени идет основное повествование - в нашем случае повествование ведется в прошедшем.
  3. Есть ли в тексте прямая речь? Нет.

Читая текст во второй раз:

  1. Читаем текст до первого пропуска, затем до очередного пропуска. Теперь обращаем внимание на данное справа слово, которое необходимо преобразовать. Определяем какой частью речи оно является. B4. one - числительное, B5. acknowledge - глагол. B6. fall - глагол. B7. bear - здесь глагол. B8. sail - глагол. B9. he - местоимение. B10. not realize - глагол (отрицательная форма).
  2. Работаем с каждым словом справа по следующему алгоритму. B4. Мы уже определили, что one - это числительное. Вспоминаем, что числительные в английском языке могут быть количественными и порядковыми, формы этих двух типов числительных отличны друг от друга. One - переводится "один" и является количественным числительным. Исходя из фрагмента текста, содержащего пропуск к заданию B4 не сложно догадаться, что нам, в данном случае, необходимо порядковое числительное "первый", что на английском языке пишется "first". B5. acknowledge - глагол, определяем исходя из текста личную или неличную форму глагола нам нужно образовать. В нашем случае нужна личная (видовременная) форма. Определяем залог - в данном задании требуется пассивный залог. Определяем временную форму - необходимо простое прошедшее время. Чтобы правильно образовать определенную нами форму необходимо вспомнить правильным или неправильным является глагол acknowledge. Он правильный, то есть будет образовывать свою вторую и третью форму с помощью окончания -ed. Обращая внимание на орфографию и вспоминая форму образования прошедшего простого времени пассивного залога (was/were + V3) мы должны получить следующий вариант ответа - was acknowledged. B6. fall - глагол, действуем как и с заданием B5. Исходя из текста нам нужна личная форма, активный залог, прошедшее простое время. Простое прошедшее время требует глагола во второй форме (V2). Глагол fall неправильный, а значит вспоминаем его вторую форму - fell, она и будет правильным ответом. B7. bear - здесь глагол. Исходя из текста нужна личная форма, активный залог, настоящее простое время. Настоящее простое время активного залога требует первой формы глагола (V1), но тут не стоит забывать о нюансах образования формы настоящего простого времени действительного залога, если существительное стоит в третьем лице единственного числа. В этом случае к первой форме глагола нужно добавить окончание -s. Что ж добавляем и получаем ответ - bears. B8. sail - глагол. Отталкиваясь от текста видим, что нужна личная форма, активный залог, простое прошедшее время. Помним, что простое прошедшее время активного залога требует второй формы глагола (V2). Sail - правильный глагол, значит добавляем к нему окончание -ed и получаем ответ - sailed. B9. he - местоимение. Определяем тип местоимения - в нашем случае оно личное, теперь смотрим на текст и видим, что нам, чтобы правильно заполнить пропуск необходима форма притяжательного местоимения его (свои), что по английски будет "his". B10. not realize - глагол (отрицательная форма). Схема таже самая: необходима личная форма, активный залог, прошедшее простое время. Прошедшее простое время активного залога требует второй формы глагола (V2). Глагол realize правильный, вторая его форма - realized. Однако, опять есть нюансы. При посторении отрицательной формы в этом времени используется вспомогательный глагол did с отрицательной частицей not, а смысловой глагол realize в этом случае должен  остаться в первой форме (V1). И выглядеть ответ должет так - did not realize.
  3. Не забываем об особенностях образования той или иной формы и о правильности ее написания. Если вы допустите орфографическую ошибку в написании - вы не получите балл.

После того как заполнили все пропуски:

  1. Читаем весь текст вновь, проверяем себя, обосновывая себе еще раз правильность выбранной грамматической формы.
  2. Записываем окончательный вариант ответа в тексте задания. Кстати, не забудьте, что перенося ваши ответы в бланк ответов вы не должны делать пропуски между словами в используемых вами формах. То есть в бланке ответов, ответ, например на задание B10, должен выглядеть так - didnotrealize.

Обсудить на форуме.

Используемая литература:

  1. ЕГЭ. Английский язык. Тематические тестовые задания. Россия и мир / Е. Н. Соловова, John Parsons. - М. : Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011.
  2. ЕГЭ - 2012. Английский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / под редакцией М. В. Вербицкой. - М. : Национальное образование, 2011.

Комментарии  

Чекмарёва Анна Сергеевна
+3 # Чекмарёва Анна Сергеевна 01.03.2013 17:13
:-)
Сообщить модератору
Уханева Марина Борисовна
# Уханева Марина Борисовна 15.05.2013 07:00
Thanks a lot! :-) , но проверьте орфографию "Мы уже поределили", please
Сообщить модератору
Иванов П. А.
+1 # Иванов П. А. 15.05.2013 20:43
Цитирую Уханева Марина Борисовна:
Thanks a lot! :-) , но проверьте орфографию "Мы уже поределили", please

Вы считаете что "поределили" это орфографическая ошибка? Исправлено.
Сообщить модератору
Завгородняя Галина Евгеньевна
+1 # Завгородняя Галина Евгеньевна 15.05.2013 21:52
Отличное объяснение, все написано так подробно. Надеюсь, ученики поймут быстро. :roll:
Сообщить модератору
Горинов Виктор Владимирович
+1 # Горинов Виктор Владимирович 02.06.2013 00:31
Советы по эффективному выполнению задания очень грамотно составлены. Уверен, они пригодятся всем нашим пользователям! Спасибо огромное! :-)
Сообщить модератору
Павлюковская Елена Николаевна
+1 # Павлюковская Елена Николаевна 02.09.2013 09:52
Thank you very much! :-)
Сообщить модератору
Раднаева Валентина Дагбаевна
+1 # Раднаева Валентина Дагбаевна 16.09.2013 16:16
Спасибо, забрала в копилку!
Сообщить модератору
шоколова
+1 # шоколова 20.02.2014 18:45
Все прекрасно,но еще учу видеть подсказки для определения нужного времени.
Сообщить модератору
Круглова Ольга Владимировна
# Круглова Ольга Владимировна 07.10.2014 22:28
Спасибо! Ценная и понятная информация.Всё доступно изложено.
Сообщить модератору