Автор: Михеичева Александра Вячеславовна гимназия № 3 г.Ярославля
Источник: http://www.pedsovet.org
В настоящее время одним из ключевых моментов реформы образования в России является формирование у учащихся навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, в том числе Интернет. Таким образом, нет необходимости обосновывать целесообразность внедрения данных технологий в процесс обучения, в том числе иностранным языкам. Но для многих учителей остается открытым вопрос путей использования подобных ресурсов, их поиска и отбора в соответствии с уровнем, интересами учащихся, а также с требованиями стандарта. Существующая проблема дала стимул к написанию практического руководства для учителей английского языка, работающих в старших классах, основанного на личном опыте двух учителей гимназии № 3 города Ярославля. Данное пособие содержит не только адреса полезных сайтов и методические рекомендации к ним, но и конкретные разработки заданий, уроков и проектов для учащихся, основанные на материалах различных сайтов. С помощью нашего пособия любой учитель английского языка сможет самостоятельно найти сайт по заданной теме, разработать систему заданий к нему на основе образцов, предложенных авторами, и рекомендаций, организовать работу учащихся на уроке с выбранным ресурсом с учетом санитарно-гигиенических норм. Также учителям предлагается список сайтов, дающих возможность профессионального развития, форумы и сообщества учителей английского языка. Однако, не следует забывать, что поток информации в сети Интернет чрезвычайно интенсивен, каждый день появляются и исчезают тысячи сайтов. И хотя авторы пособия старались выбирать надежные, существующие долгое время ресурсы, стопроцентной гарантии в их доступности быть не может. Таким образом, наше пособие предлагает лишь образцы, модели заданий и уроков, основанных на использовании Интернет-ресурсов, которые могут быть преобразованы, скомбинированы в соответствии с конкретным рабочим контекстом каждого отдельного учителя английского языка.
В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность интеграции Интернета в процесс обучения иностранному языку. Главным предметом обсуждений при этом становится не вопрос для чего, а как применять современные компьютерные технологии в процессе обучения. Использование Интернета в значительной степени расширило бы спектр реальных коммуникативных ситуаций, повысило бы мотивацию учащихся, позволило бы применять полученные знания, сформированные навыки, речевые умения для решения реальных коммуникативных задач.
Проблема использования Интернет в процессе обучения английскому языку начала обсуждаться за рубежом еще в начале 90х годов прошлого века. В России первые публикации подобного рода начинают появляться с 2000 года, авторы которых обосновывают значимость Интернета в процессе обучения и освещают зарубежный опыт. Интерес к данной проблеме существенно возрастает с 2001 года и не угасает по настоящее время, когда на страницах специализированных журналов и газет, Интернет сайтов появляется большое количество статей по теме использования Интернета на уроках английского языка и во внеклассной работе.
Большинство авторов статей предлагают интегрировать Интернет в учебный процесс, сохраняя традиционные средства обучения. По мнению Л. А. Подопригоровой «использование Интернета на занятии не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении языку, прежде всего необходимо найти для себя четкие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объеме он должен использоваться» [3]. Найти ответы на все эти вопросы действительно необходимо на этапе подготовки к уроку. Отвечая на первый вопрос, вышеуказанный автор считает, что привлечение ресурсов сети неэффективно на начальном и продвинутом уровне, обосновывая это тем, что «в этот период велика роль тренировочных упражнений. В этом смысле Интернет не предоставляет каких-либо новых возможностей по сравнению с учебником» [3]. С этим утверждением можно согласиться лишь на половину, так как для продвинутого уровня ресурсы сети просто безграничны.
Отвечая на вопрос «для чего следует использовать Интернет на уроках английского языка» ученые-методисты и учителя-практики отмечают, что Интернет позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач:
· формировать устойчивую мотивацию,
· активизировать мыслительные способности учащихся,
· привлекать к работе пассивных учеников,
· делать занятия более наглядными,
· обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами,
· приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами,
· обеспечивать моментальную обратную связь,
· повышать интенсивность учебного процесса,
· обеспечивать живое общение с представителями других стран и культур,
· формировать умения и навыки эффективного чтения, письма и
· аудирования, монологической и диалогической речи,
· расширять словарный запас,
· воспитывать терпимость, восприимчивость к духовному и познавательному опыту других народов,
· реализовать личностно- ориентированный и дифференцированный подходы к обучению,
· формировать умения, обеспечивающие информационную компетентность, а именно:
а) осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию в соответствии с определенной задачей и потребностями, использовать ее для достижения своих целей,
б) анализировать и оценивать прочитанное,
в) сортировать информацию на главную и второстепенную,
г) быстро ориентироваться в тексте, опираясь на такие подсказки, как ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.
Информация о том, в каком объеме могут привлекаться Интернет ресурсы на уроках, дается в разработанных на основе федерального закона «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах» [4], где говорится о допустимой продолжительности работы с ТСО учащихся разных возрастных групп. Так, учащиеся 1х классов — 10 минут, 2—5 классов — 15 минут, 6—7 классов — 20 минут, 8—9 — 20 мин., 10—11 — на первом уроке 30 мин., на втором — 20 мин. Причем, перерыв между занятиями должен быть не менее 10 минут, во время него должна проводится зарядка для глаз и физические упражнения для профилактики общего утомления. В результате их анализа становится ясно, что невозможно посвятить весь урок работе с компьютером. Работу с ним необходимо разумно сочетать с другими видами деятельности, которые позволят учащимся дать отдых глазам (например, обсуждение материала, задания, требующие перемещения по классу и т. п.).
Роль учителя при использовании Интернет ресурсов в учебном процессе является одной из широко обсуждаемых проблем. Нельзя не согласиться с мнением Клауса Брандла (Klaus Brandl), который считает, что работа с Интернетом предъявляет очень высокие требования к личным качествам, профессиональной подготовке учителя. В зависимости от степени участия учителя К. Брандал выделяет 3 типа урока: с доминирующей и координирующей ролью учителя, и преобладающей ролью ученика. Вполне обоснованное предпочтение Клаус Брандл отдает последнему подходу, основанному на проектной деятельности учащихся, однако при этом он не умаляет достоинств и двух других на определенных этапах обучения, показывая возможность их использования в зависимости от уровня учащихся, темы и подбора сайтов. [5]
Не менее важным является вопрос о формах работы с Интернет ресурсами на уроке. В своей книге под названием «Интернет» Скот Виндитт, Дэвид Хардисити и Дэвид Истмент описывают упражнения, направленные на формирование навыков поиска, оценивания и обработки информации Интернет ресурсов. Кроме того, авторы предлагают конкретные задания для развития грамматических и лексических навыков, и также чтения, письма, аудирования, говорения и перевода, в основе которых лежит формирование навыков извлечения и обработки данных.
Коптюг Н. М. предлагает следующие формы работы с Интернет ресурсами:
1. использование ресурсов Интернет при прохождении новой темы (подбирается дополнительный материал, учащимся объясняются цели и задачи, выдаются карточки с адресами, учащиеся должны просмотреть материал, рекомендовать или не рекомендовать его к использованию в классе);
2. Самостоятельная работа учащихся с Интернет ресурсами для подготовки докладов, сообщений (активное использование поисковых систем);
3. Участие в международных проектах (целесообразно подбирать темы проектов, которые вписываются в программу, имеют связь с событиями города, школы);
4. Переписка по электронной почте (подготовка к данному виду деятельности требует определенной технической подготовки, т. к. у каждого учащегося должен быть «почтовый ящик». Можно создавать учетные записи на англоязычных сайтах);
5. Создание собственных сайтов (данная форма имеет успех за рубежом, но для российских школ является слишком сложной на данной этапе);
6. Общение учителя с коллегами, обмен опытом [1].
О. Винярская дополняет данный список возможностями, связанными с дистанционным обучением через Интернет, а также с участием в различных конкурсах, прохождение тестирований и участие в текстовых и голосовых чатах [2].
Для нашего проекта наиболее актуальными являются те формы работы, которые направлены на формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Хотя количество публикаций, посвященных использованию Интернет — ресурсов в практике преподавания, достаточно велико, следует отметить, что все они носят общий характер и не содержат конкретных разработок (сценариев) уроков, методических рекомендаций, которые так необходимы в практике преподавания.
Данная проблема послужила стимулом к созданию пособия для учителей английского языка «Использование Интернет ресурсов в процессе обучения английскому языку в 10—11 классах», содержащего разработки уроков, тематический подбор сайтов с методическими рекомендациями и заданиями к этим сайтам.
Пособие состоит из трех разделов. Первый раздел содержит список тематических блоков, предложенных стандартом для изучения в 10—11х классах и подборку соответствующих каждому из них тем, представленных на англоязычных сайтах, рекомендуемых к использованию. Данный раздел поможет учителю сориентироваться в выборе материалов Интернет ресурсов, органично вписывающихся в его учебную программу и представляющих собой дополнительный источник развития именно тех умений учащихся, для которых материал УМК недостаточен. Подобная «карта» пособия в значительной мере облегчит составление и корректирование учебных планов на четверть и на год.
В этом же блоке предлагаются некоторые рекомендации по организации учебного процесса, использованию Интернет ресурсов в рамках проектной технологии в обучении английскому языку, а также для самостоятельного поиска и подбора сайтов, разработки заданий к ним. Все рекомендации составлены на основе опыта использования Интернет ресурсов в процессе обучения английскому языку авторами пособия.
Второй раздел включает в себя список англоязычных сайтов, предлагаемых для использования на уроках английского языка в 10—11х классах с методическими рекомендациями к ним и серией вариативных заданий, направленных на развитие речевых умений учащихся и основанных на материалах Интернет ресурсов. Один и тот же материал сайта может быть использован для развития различных аспектов речевых умений путем варьирования заданий, сопутствующих ему. Данный раздел пособия предлагает примеры различных комбинаций заданий к некоторым сайтам, направленных на совершенствование различных видов речевых умений. Но предложенные комбинации не являются конечным и неизменяемым вариантом: каждый учитель может свободно вносить свои коррективы и дополнения. Сочетание заданий для осуществления интеграции различных умений является наиболее успешной формой работы с подобным источником информации. Однако, работу непосредственно с Интернет ресурсом (перед монитором компьютера) следует чередовать с заданиями, выполняемыми без использования такового во избежание усталости глаз, что учтено при комбинировании заданий в данном разделе.
При отборе сайтов для использования на уроках английского языка мы руководствовались следующими критериями:
· аутентичность языка: сами сайты могут быть как
аутентичными, так и учебными;
· соответствие тематике, заданной стандартом;
· допустимые стили используемых текстов: публицистический, прагматический, художественный, популярно-научный, разговорный; отсутствие чрезмерно экспрессивной и ненормативной лексики;
· современность материала, его достоверность.
Методические рекомендации касаются уместности использования сайта в каком-либо разделе, возможных вариантов работы с данным материалом, а также возможных сложностей и рисков, которые следует учесть при подготовке к уроку с использованием Интернет ресурсов.
В третьем разделе предложены разработки уроков с использованием ресурсов глобальной сети по темам:
· Путешествие по своей стране и за рубежом (два урока)
· Кино
· Научно-технический прогресс
Отдельный блок отведен описанию организации проектной деятельности учащихся с использованием Интернет-ресурсов «Как понять этих загадочных иностранцев».
Данное пособие послужит практическим руководством учителям английского языка, желающим использовать Интернет ресурсы в практике преподавания своего предмета.
Бесспорно, Интернет представляет собой мощнейший источник аутентичных текстов и других материалов, дающих учащимся не только возможность улучшить свои языковые навыки и речевые умения. Также данный ресурс повышает их уверенность в использовании языка как средства получения и обработки информации и общения, т. к. при успешной организации работы с подобным источником учащиеся осознают сложность выполненной ими задачи в отличие от учебных, искусственно создаваемых ситуаций.
Комментарии