Автор: Хабарова Ирина Вадимовна МБОУ "СОШ №10 с УИФиТД» г. Ноябрьска Тюменской области.
Следует поддержать развитие сетевых педагогических
сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом,
всего того, что формирует профессиональную среду.
В. Путин
Сегодня сетевая форма организации сообществ педагогов наиболее перспективна. Наиболее интересным, инновационным образовательным эффектом сетевой организации сообществ может стать возникновение «образовательного сетевого сообщества»
Пожалуй, ни для кого не является секретом, что профессиональные сообщества являются мощным средством поддержки профессиональной деятельности. Профессиональные сообщества позволяют специалистам постоянно расти, развиваться, постоянно оставаясь актуальным. Ведь время, когда мы получали профессиональное образование, и то время, в котором мы с вами работаем, предъявляют к нам различные требования. Кроме того, профессиональное сообщество - это то, что позволяет специалисту избежать "варки в собственном соку". Общаясь с коллегами, профессионал начинает чувствовать себя частью чего-то явно большего, чем просто место его работы, расширяются горизонты его профессионального видения. Многие проблемы решаются быстрее за счёт "коллективного разума" тех членов сообщества, кто уже их как-то решал и готов поделиться опытом. В конце концов, профессиональное сообщество - это, как минимум, всегда готовое пространство для пробной реализации своих творческих идей.
Содержание сетевого взаимодействия позволяет рассматривать сеть как совокупность устойчивых, многосторонних, регулярно воспроизводящихся формальных и неформальных взаимосвязей между учреждениями, основанных на совместном использовании специфических ресурсов. Сеть предполагает выработку совместной стратегии адаптации к изменениям во внешней среде и основана на объединении специфических ресурсов в интересах реализации общей стратегии.
Развитие телекоммуникационных технологий приводит к возникновению различных сетевых сообществ. В настоящее время во всем мире в области образования растет интерес к такой разновидности сетевых сообществ как сообщества обмена знаниями. Сообщества обмена знаниями особенно интересны для педагогики, поскольку непосредственно связаны с учением и обучением. Внутри сообществ обмена знаниями наибольшее внимание привлекают объекты и средства, которые связывают членов сообщества и выделяют их из окружающего мира. Для сетевых сообществ обмена знаниями связующими объектами являются материалы цифровых коллекций и информационные приложения, обеспечивающие коллективное использование этих материалов. В силу своей цифровой природы современные коллекции и информационные приложения потенциально открыты для повторного использования в учебных целях. Включение цифровых записей в учебные материалы и учебную активность позволит значительно расширить и обогатить и учебную коммуникацию, и учебный процесс.
Цели Сообщества:
- индивидуализация образования, развитие мобильности педагогических ресурсов путем взаимодействия с коллегами с использованием открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
- создание базы данных по программным продуктам учебного назначения и опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности;
- поддержка новых образовательных инициатив и внедрение информационных технологий в образовательное пространство;
Задачи Сообщества:
- обеспечение методической поддержки массового внедрения (цифровых) образовательных ресурсов и инструментов в педагогическую практику;
- обмен опытом в области применения новых педагогических технологий. Освоение педагогами децентрализованных моделей образования;
- создание информационно-методического пространства для педагогов города;
- объединение учителей по их профессиональным интересам;
- организация информационно - методической поддержки и профессиональной взаимопомощи;
- организация профессионального сетевого общения и повышения квалификации.
Разыскивая площадку для сетевого сообщества на следующие критерии:
- удобная регистрация пользователей;
- понятный интерфейс для размещения материалов пользователями;
- отсутствие навязчивой рекламы;
- возможность свободной публикации статей и записей на сайте для участников сообщества;
- наличие фотогалереи;
- возможность оставлять комментарий;
- наличие форума.
Новизна модели сетевого сообщества состоит, во-первых, в создании более широкого спектра методических услуг, чем это возможно в условиях традиционной системы повышения квалификации, а во-вторых, в адресной методической поддержке тех направлений деятельности, которые наиболее востребованы учителями.
Поэтому именно сетевое взаимодействие считается одним из главных ресурсов развития системы образования, поскольку оно позволяет выявить скрытый, или еще не востребованный, или не реализовавшийся в иных условиях инновационный потенциал, транслировать его на всю систему, активизировать процессы развития и саморазвития субъектов сети в организационном, содержательном, технологическом аспектах.
Основная проблематика сетевого взаимодействия
На первых этапах построения сетевого взаимодействия можно столкнуться со следующими проблемами:
- материально-техническое обеспечени ( для создания успешного и привлекательного сайта необходимо современное оборудование и оргтехника, подключение к высокой скорости Интернет );
- информационно - методическое обеспечение (овладение педагогами инновационными технологиями, готовых к созданию и использованию электронных систем обучения и современных информационных продуктов);
- психологическая готовность педагогов к работе в сети (непонимание общности цели и задач взаимодействия, при котором происходит обмен опытом и инновационными разработками. Отсутствие системы стимулирования профессионального и творческого роста педагогов);
- конвертируемость результатов (отсутствие договора между школами и, как следствие, нежелание учителей изучать сетевые программы).
И все-таки, при существующих проблемах необходимо отметить преимущества сетевого взаимодействия:
- развитие сетевого взаимодействия расширяет спектр качественных образовательных услуг, обеспечивает рост профессиональной компетентности педагогов;
- сетевое образование обеспечивает возможность совместного использования образовательных ресурсов;
- результаты образования в сети более объективны;
- нововведения при сетевой организации распространяются более быстро;
- участие педагогов в сетевом образовании повышает их мотивацию участия в опытно-экспериментальной деятельности.
Психолого-педагогическое обоснование
Обсуждение педагогического потенциала сетевых сообществ и вклада в образование началось задолго до возникновения сети Интернет. Джон Дьюи еще в книге «Демократия и образование» показал, что общение имеет определяющее значение для формирования сообщества, любые виды человеческих сообществ содержат функцию обучения, существуют критерии, позволяющие определить меру педагогической ценности любого вида социализации, того или иного сообщества. При этом Дьюи не ограничивал свой анализ только географически близкими группами, он рассматривал и возможность виртуальных сообществ: «Люди живут в сообществе благодаря тому общему, что есть между ними, а общение - тот способ, благодаря которому они обретают это общее. Отдельные люди не образуют общества, чисто пространственно находясь рядом друг с другом; равно как человек не перестает испытывать влияния общества, удалившись на сколько-то футов или миль от других людей. Книга или письмо могут создать более тесную связь между людьми, разделенными огромным расстоянием, чем та, что порой существует между живущими под одной крышей».
Во времена «железного занавеса» в Советском Союзе знание иностранного языка не представляло особую важность для большинства советских граждан. В этом не было необходимости. Только ограниченный круг людей имел возможность общаться на иностранном языке по роду своей деятельности. В настоящее время ситуация изменилась. В стране произошли общественно-политические и социально-экономические преобразования. Развитие и укрепление межгосударственных политических, экономических и культурных связей, вхождение России в мировое сообщество, способствуют растущей потребности иностранных языков в современном обществе. Иностранный язык выступает как средство познания мира, приобщения к культуре других народов и лучшему осознанию своей собственной культуры. «Языковая культура является неотъемлемой и существенной частью культуры человека в целом» (Концепция образования по ИЯ в 12-летней школе). В современном мире развиваются процессы межкультурной интеграции на национальном и международном уровнях. «В современном мире нет более важной проблемы, чем поиск путей единения человеческих сообществ на основе их взаимопонимания, духовной конвергенции и интеграции…. Пришла пора понять, что в основе взаимопонимания людей, народов и государств лежит их внимание и интерес друг к другу, аргументированное, доказательное знание о тех духовных идеалах, этических приоритетах, мировоззренчески обусловленных мотивах поведения, которые в совокупности определяют менталитет той или иной общности» (Б. С. Гершунский «Россия и США на пороге третьего тысячелетия» Москва «Флинта» 1999).
Первые попытки анализа средств коммуникации, с точки зрения их пригодности к использованию в педагогическом процессе в рамках учебного сообщества, можно обнаружить в работах французского педагога Селестина Френе, который разработал и организовал школьную корреспондентскую сеть. В рамках этой сети школьники обменивались текстами и картинками. С. Френе рассматривал коммуникационные возможности — музыкальные записи, фотографии, телефонные что сетевого сообщества. И. Иллич полагал, что для учебы необходимы следующие составляющие: человека внутри сообщества может рассматриваться как процесс обучения. В последние годы многое делается для того, чтобы использовать опыт сообществ обмена знаниями в обучении и привлечь школьников, студентов, учителей к участию в жизни тех реальных сообществ обмена знаниями, которые существуют на базе центров науки, искусства и здравоохранения.
Сетевые сообщества или виртуальные методические объединения – это новая форма организации профессиональной интересам. В сети создаются профессиональные сообщества уже никто не оспаривает тот факт, что сетевые сообщества помогают группе людей, территориально удалённых друг от друга, сообща решать многие проблемы в определённой области профессиональной деятельности, общаться друг с другом с помощью современных средств коммуникации.
Профессиональная деятельность учителя направлена с одной стороны на ученика, с другой стороны на самого себя. Участвуя в деятельности сетевого сообщества , учитель узнаёт много нового, улучшает свои знания в педагогике, методике, страноведении и т.д., повышая профессиональную квалификацию.
Причины создания и принципы сетевого взаимодействия
Есть ли необходимость учреждениям создавать собственное сетевое взаимодействие?
Таких «необходимостей», или причин можно выделить несколько. Вот некоторые из них.
- организационная. Методические объединения не могут развиваться в закрытой системе (в рамках одной школы), им необходим поиск единомышленников для реализации общей образовательной стратегии, приводящей к системным изменениям структуры, содержания и дидактического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
- программно-методическая. Отсутствие действенного механизма в организации методической работы в современных условиях развития образования;
- информационная. Потребность оперативного удовлетворения профессиональных запросов педагогов, но невозможность реализации некоторых идей вследствие недоступности новинок в области методических разработок. И в то же время, общее количество информации, размещенной в глобальной сети, растет лавинообразно, но для поиска необходимого источника, статьи и т.п. уходит не один час;
- доступности.
Вышеизложенные причины указывают на то, что для эффективной работы инновационного образования нужна новая система взаимодействия, управления и распределения ресурсов, а именно – сетевое взаимодействие.
Сетевое взаимодействие - это такой тип отношений, в котором каждая единица является источником своих целей и влияет на деятельность всех остальных единиц. Интерес взаимодействия и взаимообращения друг к другу в сети заключается в востребованности результатов деятельности каждой единицы сети - другими единицами.
Сообщество должно подчиняться следующим принципам:
- - принцип добровольности и независимости членов ;
- - принцип открытости действий, результатов, проблем, информации;
- – обмен участников сетевого образовательного сообщества издаваемыми методическими материалами, результатами инновационной деятельности и т.п.;
- - принцип взаимоподдержки – передача опыта и консультирование;
- - принцип соблюдения интеллектуальной собственности;
- - принцип соблюдения этических норм и правил взаимодействия.
Организационно-управленческая деятельность сетевого педагогического сообщества.
Координирование работы образовательной сети должен осуществлять центр, которым может являться сетевое образовательное сообщество на базе сайта. Учредителем сетевого педагогического сообщества является администратор сайта, действующий на основе положения о сетевом сообществе. Администратор сетевого сайта сообщества отвечает за:
- - создание и функционирование сайта сообщества;
- - включения в структуру сайта новых сервисов;
- - размещение (удаление) материалов;
- - включение в сообщество вновь зарегистрированных участников.
- – обеспечивает бесперебойную работу сайта, размещение всех необходимых материалов, рассылку информации для субъектов сетевого образовательного сообщества, обеспечивает проведение Интернет-конференций и т.п.
Экспертно-сертификационный центр – проводит экспертизу сетевых продуктов педагогов, экспертизу деятельности участников сетевого образовательного сообщества. По результатам экспертизы центр формирует экспертное заключение и выдает сертификаты.
Участники сообщества имеют право:
- - активно участвовать во всех формах деятельности Сообщества;
- - взаимодействовать на множественном уровне (каждый может взаимодействовать с каждым напрямую);
- - не зависеть от других членов сети (свобода выбора задач, ответственность за них);
- - на добровольность связей (возможность гибкого изменения структуры и состава сети, быстрого изменения объема ресурсов в сети);
- - знакомство в установленном порядке, с опытом работы отдельных учителей.
Механизмы и организация работы сетевого взаимодействия.
Проект сетевого педагогического сообщества содержит следующие основные разделы:
- регистрация;
- новости, объявления портала;
- участники;
- консультации специалистов;
- библиотека содержит методические материалы, нормативные документы, цифровые образовательные ресурсы, а также ссылки на внешние источники информации;
- школа молодых специалистов;
- подготовка к ГИА и ЕГЭ;
- тематический форум, который объединяет всех участников сообщества.
В сетевом педагогическом сообществе возможно поддерживать активность, используя следующие формы деятельности:
- обучающий семинар;
- виртуальная конференция;
- конкурс;
- проект;
- акция;
- виртуальная вечеринка;
- мастер-класс;
- опрос;
- обсуждение в чате;
- форма обратной связи между членами сообщества (внутренняя переписка);
- фотогалерея.
Критерии оценки работы сетевого сообщества.
К критериям эффективного сетевого профессионального сообщества педагогов можно отнести:
- рост числа активных участников;
- количество обсуждаемых тем на форуме и их сменяемость;
- оформление страницы сообщества;
- разнообразие видов деятельности, соответствующее целям и задачам сообщества (информационная, методическая, консультативная, экспертно-аналитическая);
- публикация методических разработок;
- взаимодействие педагогов в целях разработки образовательных ресурсов;
- создание библиотеки электронных образовательных ресурсов (ЭОР);
- общественная экспертиза;
- профессиональная адаптация педагогов, самоутверждение, самореализация и саморазвитие;
- информационно-коммуникативная деятельность сообщества (обсуждение педагогической информации на форуме);
- информирование о деятельности сообщества;
- информирование о внешних событиях по тематике сообщества.
Мониторинг и оценка результатов.
Оценивать эффективность работы сетевого сообщества можно по следующим показателям:
- 100% выполнение запланированных мероприятий;
- позитивная обратная связь со стороны участников проекта (по результатам опроса);
- вовлечение и участие учителей в деятельность сообщества, основанной на диалоговом взаимодействии педагогов и способствующей росту их профессиональной компетентности;
- успешное участие в проектах (конкурсах, марафонах и др. сетевых мероприятиях);
- деятельность педагогов в инновационном режиме;
- охват молодых специалистов, оказание им методической и психологической помощи;
Эффективность участия в сетевом взаимодействии целесообразно отслеживать с помощью анкетирования всех участников сетевого образовательного сообщества. И на основе анкетирования выполнять корректировку работы данного сообщества. И корректировать работу сайта на основе анализа работы , анкетирования участников, через форум, голосования по запросу учителей, экспертизы материалов.
Риски и методы их устранения
- ограниченность финансово-технических возможностей (денежные риски) – привлечение внебюджетных, спонсорских средств, перевод сайта на бесплатный хостинг;
- умышленный взлом и блокировка сайта – периодическое создание резервных копий сайта на сервере, обращение в службу технической поддержки;
- трудовые потери – долгосрочный перспективное планирование, регулярный контроль, анализ ситуации.
Выводы
Благодаря сетевому взаимодействию, функционирование каждого учреждения в отдельности и всей системы в целом становится более надежным, так как сетевые системы обладают множеством взаимозаменяемых равноценных вариантов. Участие педагогов в реализации приоритетных задач развития образования, таких как инновационная деятельность образовательного учреждения, информатизация и образования, неизменно ведет к повышению профессиональной компетентности педагога. Сетевое образовательное сообщество обладает самостоятельной ценностью. В ходе сетевого взаимодействия ее участники сталкиваются с серьезными разноплановыми проблемами. Решая эти проблемы, участники сотрудничают, конкурируют, что можно рассматривать как стимул к саморазвитию, повышению уровня квалификации, а следовательно, качества образования в целом.
Педагогические сообщества актуальны, имеют практическую направленность, здесь педагоги чувствуют себя успешными, получают положительные переживания и видят результат своего труда, а сетевые профессиональные педагогические сообщества учителей будут все чаще использоваться для поддержки педагогов на рабочем месте, для профессионального развития, взаимодействия и общения не выходя из школы.
От того, насколько профессионально педагогическое сообщество готово не только строить взаимодействие с потребителями образовательных услуг, но и создавать условия для того, чтобы эти потребители могли продуктивно участвовать в управлении школой, образованием, быть субъектами образовательной политики, зависит успех процесса образования в целом на современном этапе развития общества.
Комментарии
Высшее образование получила в 1993 году, полноценные курсы прохожу 1 раз в 5 лет, т.к. живу в небольшом посёлке, удалённом от центра. Однако есть потребность расти в профессионально м плане. Выход - сетевые сообщества, в частности, "АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ", где имею возможность развиваться, взаимодействова ть и общаться с коллегами, за что ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Этот сайт создан на CMS Joomla. Не совсем понятен ваш вопрос про платность. Сама CMS бесплатная, однако используется ряд платных модулей и плагинов. Если же вы имеете в виду, платит ли администрация за хостинг, доменное имя и так далее,приобрета ла ли она платные компоненты, то ответ да. Что касается пользователей сайта, то для них на данный момент все на сайте абсолютно бесплатно.