Источник: http://gulov.ucoz.com
Вопросы преподавания английского языка в средней школе весьма актуальны на данном этапе развития общества в связи с введением единого и, возможно, в скором будущем, обязательного экзамена по данному предмету. Необходимо также отметить, что среди факторов, стимулирующих интерес учащихся школ и их родителей к изучению языка, существенную роль играют также политика вузов при отборе абитуриентов и собственно развитие общества, диктующее свои требования для успешной адаптации на рынке труда в рамках всемирной глобализации. Данные факторы взаимосвязаны, вузы обязаны реагировать на изменения в обществе через вырабатывание новых моделей идеального абитуриента, что в свою очередь ставит новые задачи перед школой. Таким образом, вступление России в Болонский процесс, выработка новых концепций образовательного процесса заставляет вузы ставить школы перед следующим фактом – без сдачи ЕГЭ по английскому языку поступление на ряды престижных и востребованных специальностей невозможно.
Таким образом, проблема перекладывается на плечи школьных учителей, которые решить ее не могут. Современное языковое образование в России переживает эпоху реформ, когда вскрываются определенные проблемы при подготовке школьников, когда предыдущая образовательная концепция считается изжившей себя, и к абитуриентам предъявляются совершенно новые требования.
Рассмотрим данный аспект более предметно. В 90-е годы 20 века и в первые года 21 века понятие экзамена по английскому языку включало в себя следующие моменты: выученные наизусть топики, умение прочитать текст и подискутировать по заявленной теме, навыки перевода с русского на английский и наоборот при использовании определенных грамматических конструкций. Данная схема была одинаково справедлива как для внутришкольного контроля знаний, так и при поступлении в вуз. Естественно, разные вузы предъявляли свои определенные усложненные требования, но большинство довольствовались весьма средними результатами. Таким образом, язык практически не преподавался на должном уровне, так как внимание к данному предмету было минимальным, должный контроль отсутствовал. Проблема подготовки тех обучающихся, которые ставили перед собой более высокие цели, нежели отметка в аттестате, решалась за счет работы репетиторов. На данный момент мы имеем следующую ситуацию – институт контроля создан, ЕГЭ успешно выполняет свою функцию и отсеивает не овладевших за время обучения в школе абитуриентов, а также привносит определенные преимущества в жизнь тех, кто действительно учился, обладает знаниями и готов развиваться далее на более высоком уровне. Однако, наличие контроля как одного из главных составляющих менеджмента в образовании не решает проблему качества. Внедрив ЕГЭ по английскому языку и пролоббировав данный предмет в качестве обязательного для поступления на многие специальности, современное российское образование в лице обычной общеобразовательной школы не способно самостоятельно готовить выпускников, которые бы соответствовали данным требованиям. Данное противоречие порождает ряд проблем, в том числе и чисто юридического характера – согласно Конституции РФ и Закона об образовании каждый ученик должен быть научен хотя бы на оценку «3», в то время как самые лучшие ученики общеобразовательных школ далеко не всегда могут преодолеть минимальный порог современного ЕГЭ по английскому языку.
Среди причин, породивших противоречие «есть контроль – но нет результата», можно выделить следующие:
• Падение авторитета учителя в обществе;
• Малое количество часов, выделенных на изучение английского языка (3 часа в неделю в обычных классах, 5 часов – при углубленном изучении, 6 часов – на профильном уровне);
• Несоответствие старых учебников новым требованиям;
• Финансовая несостоятельность учебных заведений при закупке учебно-методических комплексов;
• Недостаточное владение языком и методикой преподавания самими учителями;
• Недостаточное количество молодых учителей, которым действительно интересно расти как специалистам в своей профессии, а не досиживать на рабочем месте в ожидании скорой пенсии;
• Излишняя загруженность «бумажной» работой, а также видами деятельности, которые имеют весьма отдаленное отношение к процессам образования и воспитания, и должны выполняться другими структурами;
• Отсутствие четких требований к планированию учителя, так как содержание Примерной федеральной программы по английскому языку и содержание учебников порою разнятся, хотя данные учебники включены в Федеральный перечень рекомендованных учебных пособий;
• Слабый уровень учеников, накопленные пробелы в знаниях, что делает учебный процесс на определенных этапах совершенно бессмысленным, так как реальный уровень всего класса предполагает не прохождение программы по плану, а возвращение к уже пройденным (по крайней мере, записанным в классный журнал) темам;
• Отсутствие должной мотивации у обучающихся и их педагогов.
Список факторов, повлиявших на возникновение данной проблемы, можно продолжать до бесконечности, и одновременно нужно заметить, что все они будут справедливы не только для английского языка, но и многих других (если не всех) предметов. Налицо очевидный кризис в системе российского школьного образования, и кратко сформулировать сегодняшнюю проблему можно следующим образом – учителя и администрация школы не успевают за историческом ходом времени. Именно школьный, а никак не вузовский, уровень управления оставляет желать лучшего, в частности – в области управления качеством.
Рассмотрим 8 принципов менеджмента качества, которые заложены в основу стандартов ISO 9000 и справедливы в том числе и для управлением качеством образования в школе:
1) Ориентация на потребителя. Потребитель бесплатных образовательных услуг – школьник, интересы которого защищают родители. При ориентации на личность ученика мы можем говорить об индивидуальном подходе, который не всегда может реализоваться при наличии 25 человек в классе. Даже учитывая деление класса на подгруппы, мы сталкиваемся с рядом тонких моментов – если в классе 24 или меньше учеников, то он уже не делится. Если же мы работаем с 12-15 учениками, то все равно должное внимание каждому уделить невозможно. Пути решения – сокращение групп, внеурочная деятельность педагога.
2) Лидерство руководителя. Современное поколение директоров, как правило, изучали немецкий язык, что не позволяет им лично контролировать деятельность учителей английского языка. Пути решения – назначении курирующим завучем грамотного специалиста, который понимает, какая тема должна изучаться на том или ином этапе или классе.
3) Вовлечение сотрудников. При авторитарном стиле управления школой директор и администрация не видит и не слышит собственно учителей, которые ближе к детям и образовательному процессу. Пути решения – организация работы творческих групп, цель которых – не формальное существование, а конструктивный диалог в рамках «наши требования к условиям обучения – наши гарантии по результатам обучения».
4) Процессный подход. В общем виде процесс управления можно представить состоящим из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Однако, современное управление школой далеко не всегда включает в себя все аспекты. Начиная с неумений спланировать работу общеобразовательного учреждения, организовать педагогов и школьников, а также промотивировать их морально и материально, мы обязательно придем к жесткому тотальному контролю с замечаниями и выговорами, что в свою очередь, опять не даст результатов. Путь решения– адекватная управленческая деятельность, с четкими задачами и определенными инструментами для их решения, с формированием преемственности как при воспитании новых педагогических кадров, так и систематическим повышением квалификации уже опытных педагогов.
5) Системный подход к менеджменту. Управление школой как образовательной системой требует понимания сложности данной системы, которая дробится на подсистемы учителей и обучающихся, причем данные структурные подразделения также дробятся на более мелкие единицы – учеников на классы, учителей – по специализации предметов. Понимая и принимая цели всех элементов системы, при управлении школой следует учитывать как общие интересы, так и частные интересы отдельных элементов. К примеру, по каждому предмету следует растить своих гениев, а не посылать одного ученика от школы на олимпиады по всем предметам, также не следует чрезмерно увлекаться спортивно-массовой и воспитательной работой – дети всегда готовы променять уроки на что-нибудь более интересное. Путь решения данной проблемы – тщательный анализ всех элементов системы, разбитие на структурные блоки, каждый из которых решает свою задачу и не противоречит другим блокам.
6) Постоянное улучшение. Внедрение инновационных технологий и новых методик позволяет школе оставаться всегда на волне времени, что не всегда возможно при торможении, активном или пассивном, данных процессов администрацией. Нежелание создавать возможности для повышения квалификации педагогических кадров приводит к застою учащихся, что чревато новыми проблемами, так как дети всегда ищут каналы выплеска своей энергии. Путь решения – поощрение самообразования, участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах.
7) Принятие решений, основанных на фактах. Моральный облик руководства влияет на организацию в целом, так как «рыба гниет с головы». Если дети перестают верить своему директору и учителям, то говорить об успешном образовательном процессе уже не приходится. Как путь решения можно предложить органам управления образования более предметно разбираться во всех спорных случаях, принимая жесткие, но справедливые решения как по отношению к обучающимся, так и их наставникам.
8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Поставщиками в данном случае выступают родители, с которыми должна вестись определенная работа. Педагоги консультируют родителей по вопросам воспитания ребенка и одновременно просят помощи из семьи, так семья и школа являются взаимозависимыми структурными элементами воспитания учеников школ. Основная проблема возникает, когда педагогу есть что скрывать – от собственной непорядочности до банальной неквалифицированности в собственном предмета. Как путь решения следует рассматривать систему взаимодействия родителей и учителей как максимально открытую и прозрачную, опирающуюся на действующую законодательную базу Российской Федерации.
Основное положение стандартов ISO 9000 состоит в том, что деятельность, связанная с качеством, должна быть систематической и открытой. Согласно положениям ISO менеджмент качества в организации невозможен без руководящей и направляющей роли лидера. Также и в школе невозможно переоценить роль директора как лидера своей организации.
Таким образом, мы можем сделать несколько выводов:
1) Уровень знаний английского языка выпускников современных школ весьма низок. Несмотря на относительно высокие баллы по ЕГЭ выбравших этот экзамен учеников, не следует давать оптимистичные прогнозы, если данный экзамен станет обязательным для всех.
2) Формально имея статус экзамена по выбору, ЕГЭ по английскому становится обязательным для многих специальностей вуза.
3) Источник проблемы слабой подготовки кроется в управлении качеством в образовательном учреждении.
4) Данная проблема требует комплексного подхода и разработки мер по ее решению.
Иначе говоря, самый главный вывод – проблему подготовки по английскому языку в школе необходимо решать, причем в срочном порядке. Мы предлагаем определенные рекомендации, главная гипотеза которых – решение проблемы качества знаний кроется в применении информационных и коммуникационных технологий в преподавании английского языка. Рассмотрим данные меры предметно:
1) Всю документацию по предмету следует вести в электронном варианте, что облегчает правку, хранение и копирование. Следует использовать систему электронных дневников, когда каждый родитель сможет отслеживать все оценки своего ребенка в Интернете.
2) При планировании образовательного процесса следует включать уроки с применением ИКТ на уроке, среди которых возможно использование проектора, интерактивной доски.
3) Использование Интернета и электронных пособий при выполнении домашних заданий, что особенно актуально при использовании метода проекта, когда учащиеся самостоятельно активно ищут информацию в электронных источниках и работают с ней.
4) Использование технологий дистанционного обучения, когда учащиеся могут решать тесты, брать информацию и консультироваться на личном сайте учителя, что обеспечивает как повышенную мотивацию и интерес к предмету, так и уводит ребенка в Интернете с несовместимых с воспитанием и обучением сайтов на сайт педагога.
5) Использование дистанционных методов повышения квалификации самого учителя, что особенно актуально для городов, в которых нет серьезных ресурсных центров.
6) Использование электронных словарей, что значительно облегчает работу с текстом.
7) Просмотр видео, аудио на английском в режиме онлайн, причем данные потоки информации невозможно найти на российском телевидении или радио.
8) Использование различных социальных сетей для общения с изучающими английский по всему миру, что обеспечивает как и улучшение языка, и понимание социокультурных особенностей той или иной страны.
9) Использование различных индивидуальных обучающих программ, которые в значительном количестве выпущены серьезными издательствами, такими как Macmillan, Oxford, Cambridge, Longman.
Необходимо отметить, что именно современные информационные и коммуникационные технологии успешно применяются во всем мире для изучения английского языка. Безусловно, внедрение ИКТ в современную школу потребует определенный административный ресурс, но нужно сказать, что многое уже сделано для школы со стороны государства – вложены деньги в компьютерные классы и подключение к Интернету, закуплены проекторы и интерактивные доски. Таким образом, реформа школы идет полным ходом, и самим школам тоже пора подключаться к данному процессу, проявляя собственную инициативу в управлении качеством образования.
Комментарии
Да, статья немного не о том, что заявлено в заголовке, но есть свои плюсы, например, как повысить качество обучения иностранным языкам или мотивация учителей. Но все это уже прописные истины.