Случайно узнала,что есть такая книга - Герман Матвеев "Семнадцатилетние". И вот такой отзыв о ней:
"Невероятная книга. Её сложно сравнивать с основной массой литературы о школе и школьниках. Слишком много слишком разного есть в этой книге.
15 девочек-десятиклассниц: выпускницы, ещё не взрослые девушки, но уже не маленькие девочки. 15 разных характеров. Радости, волнения, проблемы, дружба, первая влюблённость, поиски ответов на вечные вопросы, решение неразрешимых задач. Горячие, пылкие, честные, открытые, гордые, ищущие, ошибающиеся, прощающие, великодушные, меняющиеся… Взаимоотношения внутри коллектива, отношения с учителями, жизнь вне школы… Как ярко, как точно, как глубоко всё это описано! Каждый герой в книге – разносторонне выведенная личность. Мы встречаем девочек не только на уроках или в школьных коридорах, но и на улице, на катке, дома. Мы видим каждую из них и в школе, и в семье. Разные семьи – разные судьбы. Первые, тяжёлые, послевоенные годы. Они сталкиваются с житейскими проблемами, они не боятся трудностей, они веселятся и плачут, ошибаются и находят смелость извиниться. Они совсем ещё дети, но уже такие взрослые. Они все такие разные, но находятся в равных условиях: будто одновременно у финишной и стартовой черты – в выпускном классе школы. Среди 15-ти девушек практически нельзя выделить "главных" и "второстепенных" героев книги. Конечно, одним уделяется чуть больше внимания, другим чуть меньше, но обуславливается это скорее разностью их характеров. Более того, автор на протяжении повествования сталкивает девочек в самых неожиданных комбинациях. Сравнивает, показывает разные грани, но никогда не противопоставляет одну другой. Здесь нет резко отрицательных и сахарно-положительных персонажей.
Как можно думать о них, как о героинях книги?! Настолько это живые персонажи! Настолько пОлно, многогранно прописаны их характеры, манеры, привычки, переживания!..
Кроме учениц, в школе мы, разумеется, видим и учителей. Но и с учителями ситуация ровно та же! Учителя в классе, учителя в учительской, учителя дома в семейном кругу. Каждый из них – живой человек. Они обладают самыми разными достоинствами, недостатками, слабостями, убеждениями, но среди них нет однобоких, шаблонных персонажей.
Невзирая на название книги и на то, что второстепенных героев здесь крайне мало, я бы выделила двух основных главных героев: Константина Семёновича – нового учителя литературы, Учителя с большой буквы, и десятый класс: не каждую из 15-ти девушек, а именно коллектив 10-го класса. Эти два персонажа и играют главную роль в книге. Влияют друг на друга и на окружающих, меняются, взаимодействуют.
Кажется, я сейчас могу очень и очень долго расписывать достоинства книги, актуальность поставленных вопросов, развитие и изменение отдельных героев, педагогические решения, приёмы, затрагиваемые проблемы воспитания, образования, педагогики вцелом… Могу говорить о том, что книга эта о личном и общественном долге, об ответственности, о взаимопонимании… Восхищаться или смущаться, узнавая поступки, мысли, переживания свои или кого-то из знакомых в каждой десятикласснице…
Но хочу сказать одну простую вещь.
Книга эта должна быть настольной для учителей. Или для людей, по тем или иным причинам занимающихся вопросами воспитания, образования детей. Как бы пафосно оно ни звучало, но эта, казалось бы, подростковая книга о школьницах содержит в себе невероятное количество ответов на самые-самые разные вопросы.
Всё!! Долой пафос и умствования, портящие всё впечатление о прекрасной книге!
Просто берите, читайте, погружайтесь в богатый мир таких разных семнадцатилетних девушек! Встреча с новым учителем, новогодний бал, ликование от самостоятельно преодолённых трудностей, катание на коньках, вечерний Ленинград, розыгрыш на маскараде, дружеские шутки и дружеская поддержка, тетрадка по тригонометрии, взятая вместо текста ответственного доклада... и даже одна перевоспитавшаяся учительница - всё это вам обеспечено!"