Раздел 2. "Чтение"

Рекомендуемое время выполнения раздела - 30 минут.

Возможное максимальное количество баллов - 20.

Раздел сотоит из трех заданий.

Задание B3. Понимание структурно-смысловых связей текста.

Максимальное количество баллов - 6.

Суть задания: в этом задании дан текст с шестью пропусками, которые обозначены буквами A-F и семь частей предложений, с помощью которых необходимо заполнить пропуски в тексте, фрагменты предложений обозначены цифрами 1-7. Один фрагмент предложения - лишний. Нам нужно установить соответствие между частью текста, содержащей пропуск и пропущенным фрагментом предложения.

Советы по эффективному выполнению задания:

Читая текст в первый раз следует:

  1. Бегло просмотреть весь текст (не обращая внимание на пропуски частей предложений к тексте), попытаться определить его тему и основное содержание.
  2. Прочитать выделенные фрагменты предложений и определить структурные особенности начала фрагмента (с точки зрения использования грамматических и лексических норм сочетаемости), если, конечно, таковые имеются.

Во время второго прочтения:

  1. Необходимо читать текст последовательно, обращая особое внимание на последнее слово иили выражение перед каждым пропуском. Если это слово или выражение требует определенного согласования или управления (использование герундия, инфинитива, предлога, союза и так далее) надо искать соответствующее начало в выделенном из текста фрагменте.
  2. Если одна и та жа грамматическая структура используется в начале нескольких выделенных фрагментов, в этом случае мы будем учитывать смысловое содержание предложения с пропуском, а также тех предложений, которые идут до предложения с пропуском и после него.
  3. По ходу работы с заданием отмечаем все возможные варианты соответствий, указывая нужные цифры рядом с буквами пропусков или наоборот.
  4. Будем делать необходимые исправления по ходу чтения, ведь после каждого заполненного пробела неясные варианты ответов будут определяться точнее, а другие варианты будут отпадать методом исключения.
  5. Обращаем особое внимание на пропуски, где изначально были выбраны несколько возможных соответствий. Обосновываем для себя выбор того или иного соответствия, учитывая грамматические и лексические нормы сочетаемости, принятые в английском языке. Делаем это с опорой на текст.
  6. Не забываем проверить обоснованность и всех других выбранных соответсвий.

После прочтения текста:

  1. Записываем окончательный вариант ответа в таблицу после задания.
  2. Определяем лишний фрагмент.
  3. Еще раз проверяем точность записи всех ответов.

Иллюстрация применения алгоритма действий на примере.

Пример задания:

b3-p1

       b3-p2

Во время первого прочтения:

  1. Просматриваем текст, не обращая внимание не пропуски, определяем тему - мобильные телефоны, основное содержание - история появления и развития мобильных телефонов.
  2. Определяем структурные особенности предложений, содержащих пропуски, в данном задании обращаем внимание что перед пропусками A и D стоят запятые, а перед пропуском E стоит глагол made, после которого скорее всего должно следовать сушествительное (made - сделал, сделал что? - существительное, либо прилагательное + существительное)

Во время второго прочтения:

  1. Читаем текст последовательно. Обращаем внимание на последнее слово или выражение перед пропуском, пытаясь определить подходящее начало у частей предложений (см. пункт 2, расположенный выше)
  2. Обращаем внимание на то, что некоторые части предложений начинаются одинаково, например 2 и 4 часть предложений начинаются с союза that, 3 и 6 с союза and, 5 и 7 предложение начинаются с существительных the leap и the move. Значит акцент при выполнении задания нужно делать на смысловое содержание предложения с пропуском, а также на смысл тех предложений, которые идут до предложения с пропуском и после него. Для начала переведем части предложений. 1. стараясь убедить людей делать с их мобильными телефонами больше, чем просто звонить и писать 2. что в Объединенном Королевстве будет больше телефонов, чем людей 3. и полагаясь вместо этого на фактическую оплату за пользование телефоном 4. что мобильные телефоны появятся в течении следующей четверти столетия 5. скачок от телефонов как технологии к телефонам как предметам моды 6. и его сын делал первый мобильный телефонный звонок в Объединенном Королевстве 7. движение к цифровой технологии, соединяющей машины с беспроводными сетями. Теперь переводим предложения, которые содержат пропуски (если для вас этого будет недостаточно, или вы не сможите понять смысл предложения с пропуском, тогда читайте и старайтесь понять предложения идущие в тексте до предложения с пропуском и после него). A. Господин Эрнест был председателем Рэкал Электроникс и владельцем Водафона,... B. Ни у кого не было представления об огромном потенциале беспроводной коммуникации и серьезном толчке ... С. Едва ли кто-нибудь поверил бы тогда, что придет день, когда мобильные телефоны будут настолько популярны... D. Селнет, например, изменила свои цены, ... E. То, как сами трубки распродавались тоже притерпевало изменение и финляндская Нокиа произвела ... F.  Индустрия мобильных телефонов провела последнюю часть десятилетия, снижая ежемесячную плату...
  3. Теперь отмечаем все возможные варианты соответствий: A.  6 (учитывая перевод не только предложения с пропуском, но и всего первого абзаца текста) B. 4 (очень похоже, если воспользоваться одним из переводческих приемов - добавив "который приветедет к тому, и затем пункт 4.) С. 2 (определенно, исходя из перевода предложения и оставшихся вариантов его продолжения) D. 1 (подходит по смыслу) E. 5 или не исключаем что 7. F. 3 (речь и в предложении с пропуском и в части 3 идет о ценовой политике, со смысловой точки зрения соответсвие тоже есть)
  4. Определяемся с предложением E.. Речь идет о продаже мобильных телефонов и о компании Нокиа, учитывая эти факты выбираем все-таки пункт 5.
  5. Проверяем обоснованность всех выбранных соответсвий (мы, фактически, это уже сделали в пункте 3).

После второго прочтения текста:

  1. Записываем окончательные варианты ответов A. 6. B. 4. C. 2 D. 1. E. 5. F.3 в таблицу после задания.
  2. Лишним остается фрагмент предложения под номером 7.
  3. Еще раз проверяем точность записи всех данных нами ответов.

Обсудить на форуме.

Используемая литература:

  1. ЕГЭ. Английский язык. Тематические тестовые задания. Россия и мир / Е. Н. Соловова, John Parsons. - М. : Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011.
  2. ЕГЭ - 2012. Английский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / под редакцией М. В. Вербицкой. - М. : Национальное образование, 2011.

Комментарии  

Умранова Зоя Рустамовна
# Умранова Зоя Рустамовна 04.06.2014 00:13
Учащимся посильно.Спасиб о!
Сообщить модератору
Тонкова Анна Васильевна
# Тонкова Анна Васильевна 01.06.2015 22:31
Полезно! Спасибо!
Сообщить модератору