Раздел 2. "Чтение"
Рекомендуемое время выполнения раздела - 30 минут.
Возможное максимальное количество баллов - 20.
Раздел сотоит из трех заданий.
Задание B2. Понимание основного содержания текста.
Максимальное количество баллов - 7.
Суть задания: необходимо установить соответствие между заголовками и небольшими текстами. Заголовки отмечены цифрами 1-8, тексты буквами A-G. Один заголовок лишний.
Советы по эффективному выполнению задания:
До чтения текстов мы должны сделать следующее:
- Читаем заголовки и стараемся определить какая тема, проблема или ситуация их объединяет и чем они отличаются друг от друга.
- По ходу изучения заголовков стараемся подчеркивать ключевые слова, делать для себя пометки, которые помогут понять их смысл и различия между собой.
- Глядя на заголовки, пытаемся предвосхитить содержание текстов, которые нам предстоит читать, а также те слова, которые необходимы для раскрытия заголовка.
Во время первого прочтения текстов:
- Последовательно просматриваем каждый из предложенных текстов, не обращая внимание на незнакомые слова и выражения, не углубляясь в детальнох понимание текстов. Затем пытаемся подобрать к каждому тексту один или несколько возможных заголовков, предложенных в задании.
- По мере прочтения каждого текста отмечаем все возможные варианты ответа, указывая нужные буквы рядом с текстом или нужные цифры рядом с буквами.
- И, конечно же, всегда помним о том, что по ходу работы с заданием, то есть после ознакомления с другими текстами некоторые варианты предыдущих ответов будут отпадать, метод исключения снова в действии.
- Если вдруг вы совершенно не понимаете какой заголовок подобрать к определенному тексту, читайте текст еще раз и попытайтесь сформулировать для себя его основную идею, затем выбирайте наиболее близкий по содержанию заголовок из оставшихся невыбранными.
Во время второго прочтения:
- Обращаем особое внимание на тексты, для которых при первом прочтении были выбраны несколько возможных соответствий с заголовками.
- Обосновать самому себе выбор того или иного соответсвия исходя из информации данной в текстах.
- Проверяем правильность тех соответсвий, которые мы подобрали при первом прочтении.
После повторного прочтения:
- Записываем окончательные ответы в таблицу после задания.
- Определяем лишний заголовок.
- И еще раз проверяем данные нами ответы. Вот и все.
Иллюстрация применения алгоритма действий на примере.
Пример задания:
До чтения текстов:
- Одна общая тема, которая объединяет заголовки не просматривается в данном задании, однако, можно выделить две главных проблемы: человек и окружающая среда, журналы, путешествия и хобби. Зато различия в заголовках на лицо, что облегчает выполнение этого задания.
- Ключевые слова в заголовках: 1. memory 2. animal magazine 3. travel, stars 4. dreams 5. hobby 6. family magazine 7. people, nature 8. animals, danger.
- Пытаемся предвосхитить содержание: 1. рассказ про путешествия и воспоминания о них, фотографии, видео, сувениры 2. речь пойдет о журнале о животных, о любителях животных 3. возможно текст будет содержать информацию о полетах в космос и путешествиях на другие планеты 4. вероятно текст будет о звездах и их мечтах 5. речь пойдет о популярных хобби и занятиях 6. видимо текст будет содеражть информацию о журналах, которые читают все члены семьи, о любимых семейных журналах 7. скорее всего речь будет идти о человеке и его отношению к природе 8. вероятнее всего в этом тексте будет дана информация о вымирающих животных и проблемах загрязнения окружающей среды
Работа во время первого прочтения:
- Бегло просматриваем тексты, не акцентируя внимание на незнакомых словах и выражениях, пытаемся подобрать один или несколько возможных заголовков. Не забываем делать нужные исправления по ходу работы с заданием. A. 1 (на первый взгляд явное совпадение) B. 4 (очень похоже!) 5 (не исключаем) C. 6 (определенно речь о журнале, про животных информации нет) D. 7 или 8 (понятно, что информация о проблемах окружающей среды) E. 5 (коллекционирование марок! всем известно, что это очень популярное хобби) F. 2 (опять журнал, теперь есть информация про животных, в отличии от текста С) G. 7 (опять об окружающей среде, но о животных не сказано)
- Явных затруднений с определением соотвествий в данном задании быть не должно. Но если все же они у вас появились, то пытаемся сформулировать основную идею текста, который вызвал затруднение и доделываем задание, выбирая из оставшихся неиспользованных заголовков самый подходящий по смыслу.
Во время второго прочтения:
- Обращаем особое внимание на тексты, где при первом прочтении мы остановились на двух возможных вариантах ответа. В нашем случае это тексты D и B, но, мы видим один из вариантов заголовка для текста D мы использовали в последствии для текста G, а это значит, что остается только один вариант, заголовок 8. Что касается текста B, то здесь по аналогии с текстом D отпадает заголовок 5., который мы тоже использовали в последствии для текста E.
- Обосновываем самим себе выбранные нами соответсвия: A. 1. В тексте сказано о путешествиях и о способах запечатлеть увидинное, есть слова такие слова, как: камера, фотографировать, альбом, то есть речь идет о сохранении памяти об увиденном во время путешествия. B. 4. Речь определенно идет о мечтах, об этом говорит содержание, есть слово мечтать и варианты мечтаний: вилла в теплых краях, счет в швейцарском банке, а так же о знаменитостях и их мечтах. С. 6. Информация о журнале про бейсбол, который могут читать все члены семьи, о чем напрямую сказано в тексте. D. 8. Речь идет о загрязнении морей и о вымирании животных. E. 5. В тексте дана информация о коллекционирование марок и популярности этого занятия. F. 2. Речь идет о журнале про животных. Этот журнал явно нравится тем, кому интерсна эта тема. G. 7. Текст содержит информацию о загрязнении окружающей среды и об отношении человека к данной проблеме.
- Проверяем правильность всех выбранных соответсвий.
После прочтения:
- Записываем окончательные ответы в таблицу после задания. A. 1. B. 4. C. 6. D. 8. E. 5. F. 2. G. 7.
- Определяем лишний заголовок. В нашем случае это заголовок 3.
- Еще раз проверяем правильность ответов.
Используемая литература:
- ЕГЭ. Английский язык. Тематические тестовые задания. Россия и мир / Е. Н. Соловова, John Parsons. - М. : Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011.
- ЕГЭ - 2012. Английский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / под редакцией М. В. Вербицкой. - М. : Национальное образование, 2011.
Комментарии